Обучающихся с овз это

Стоит бояться ОВЗ?

Обучающихся с овз это

Предлагаем обсудить глобальные изменения в Российском образовании, а точнее об одном направлении, где используются две основные аббревиатуры: ОВЗ и ПМПК.

Что это такое и как это взаимосвязано?

Как мы знаем, современное образование ставит своей целью получение качественного образования. Поэтому все, что происходит в российском образовании, направленно на достижение этой цели.

Педагоги давно отмечают то, что в геометрической прогрессии растёт количество детей, которые не могут овладеть объемом знаний, который предлагает обычная программа.

Таким образом, встает вопрос: если мы боремся за качество, то как надо преподносить материал, чтобы повысить эффективность усвоения материала?

Что такое ОВЗ?

ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья. Стандарты ОВЗ описывают

Два вида результатов: личностные и предметные. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения (минимальный и достаточный уровень усвоения).

Также определены варианты деятельности школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Стандарты ОВЗ созданы для того, чтобы все дети овладели полным объемом знаний, которым должен овладеть выпускник школы.

Стандарт гарантирует реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, характера и тяжести нарушения психологического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Как диагностировать детей, которым необходимо создание специальных условий?

Для выявления показаний для предоставления детям условий обучения в рамках ОВЗ, существует инструмент – ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Когда ребенок приходит в первый класс и овладевает учебной программой, он заменяет игровую деятельность, как основную деятельность, на учебную. И именно в этот момент он проявляет свои поведенческие реакции.

Первый класс является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывает нам, верно ли мы движемся, и если у классного руководителя появляются какие-то вопросы, проблемы, он может порекомендовать родителям посетить с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Это как раз тот инструмент, который нам позволяет продиагностировать и понять, может ли ребенок овладеть стандартами второго поколения, либо этому ребёнку надо предоставить иные условия, другие стандарты, чтобы он имел возможность качественно овладеть знаниями.

Ребенок идет на ПМПК именно с этой целью — определить индивидуальный для него образовательный маршрут, чтобы все потребности его были.

ПМПК – это не страшно, это комиссия, которая создается для того, чтобы понять особенности ребенка, выявить то, в чем ребенок испытывает трудности и определить образовательный маршрут для школы.

И при предоставлении документов из ПМПК в школу, родители (законные представители) вправе рассчитывать на то, что школа предоставит те условия для ребёнка, которые определяет для него комиссия ПМПК.

Какие условия могут быть определены комиссией ПМПК?

Это могут быть условия обучения в отдельном классе, может быть всего лишь создание коррекционной среды в виде занятий с логопедом и психологом, либо выведения его на домашнее обучение. Сейчас в арсенале школы есть большой выбор возможностей создания особых условий для таких детей.

И мы с вами должны понять, что сейчас в образовании действительно идет большая работа.

Если раньше, в советские времена, был всеобуч, мы обучали всех одинаково. Если ребенок чего-то не мог понять, то на него не смотрели отдельно, а «тащили» из класса в класс, где проблем у него становилось все больше и больше, так как «ком» неусвоенного материла только накапливался, такой ребенок считался просто неуспешным.

Сейчас школа стремится создать для каждого ребенка именно те дифференцированные условия, в которых его обучение получало бы результативность, то есть школа заинтересована точечно выводить таких детей , создавая для них особые условия. Но это все ради одной цели, чтобы все дети имели адекватный посильный уровень образованности.

Родители, а что зависит от вас?

Уважаемые родители, в любом случае, какие бы великолепные, прекрасные, нужные условия не предоставляла школа, люди, которые будут соглашаться , либо не соглашаться с такими условиями -это именно вы, родители.

Я вас понимаю, как это страшно, когда вам предлагают вывести ребенка из класса, для того чтобы перейти на индивидуальное обучение, либо начать работу по коррекционному направлению.

Дорогие родители, уверяю вас, что школа делает это не для того, чтобы заклеймить вашего ребенка, не для того, чтобы указать, что он «какой-то не такой». Напротив, это сделано для того, чтобы помочь.

Если раньше родители были один на один с проблемой и огромными трудностями, когда их каждую неделю вызывали в школу, где говорили, что он не может это, не может то, занимайтесь больше, делайте больше, учите больше и лучше.

Родитель мог нанять репетиторов, мог часто оставлять ребенка в школе, чтобы воспитатели на группе продленного дня могли сделать с ребенком домашнее задание. Сейчас школа тоже заинтересована в том, чтобы дети овладели знаниями в нужном объеме, чтобы информация доходила до умов детей, чтобы это все было не для галочки.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc7b5c3d6012e2d16162ea0/5ded6a0597b5d400af885af6

Овз i, ii, iii, iv, v, vi, vii, viii видов и их расшифровка

Обучающихся с овз это

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них.

Особенности развития диагностируются ППМК.

К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения.

Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату.

К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть.

Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды.

Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО
  • слабослышащие, 3 варианта
  • слепые, 4 варианта
  • слабовидящие, 3 варианта
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.

В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение.

Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы.

Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное.

В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи.

Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами.

Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья , ГБОУ Школа

Обучающихся с овз это

Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, как следует из части 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, организуют:

  • в отдельных общеобразовательных организациях (бывшие специальные коррекционные школы с 1 по 8 вид), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам;
  • в общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП);
  • в дошкольных образовательных организациях – в группах компенсирующей или комбинированной направленности, осуществляющих образовательную деятельность по АООП;
  • в общеобразовательных организациях (школах и детских садах), в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее – АОП);
  • на дому или в медицинских организациях – для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.

образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются:

  • для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками;
  • для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

АООП разрабатывается на уровень образования для конкретной категории детей с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

По результатам обследования любого ребенка в возрасте до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добровольным решением родителя.

К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети:

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
  • с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).

Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95).

Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка.

Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.

Детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ зачисляют в образовательные организации на общих основаниях — в соответствии с порядками приема на обучение по образовательным программам дошкольного и общего образования.

Помимо личного заявления, родители (законные представители) ребенка с ОВЗ дополнительно предъявляют заключение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

В детский сад принимаются дети в возрасте от двух месяцев, в школу – дети в возрасте от шести с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

За присмотр и уход за детьми-инвалидами, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Источник: https://cob.mskobr.ru/conditions/obrazovanie_obuchayuwihsya_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorov_ya

Mezak
Добавить комментарий