Конституция РФ право на жилье

Конституция и Жилищный Кодекс РФ. Сомнения, противоречия, фантазии…

Конституция РФ право на жилье
Попробуем проанализировать нормы Конституции и статьи 31 ЖК РФ.   КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 40 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

И так:  Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.).  В ст. 40 Конституции РФ право на жилище определено иначе, чем в Конституции РСФСР 1978 г. Часть 2 ст. 40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.Очевидно,  что конституционное право на жилище означает гарантированную государством возможность получения жилья, что конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а так же иметь юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого. Государство же гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем.Теперь открываем текст статьи 31 ЖК РФ и читаем:
«В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи». Все логично и все в рамках Конституции и Закона.

Однако, читаем далее: «Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда».

В этом тоже есть логика и законность, но…что мы имеем на практике, как суды сохраняют право пользования жилым помещением? Правильно – безвозмездно (т.е. за счет собственника жилого помещения). Возникает вопрос – почему? Почему собственник жилого помещения должен предоставлять его в пользование посторонним для него лицам (бывшим членам его семьи) бесплатно? На чем основана такая обязанность? И как это согласуется с конституционными правами самого собственника?

На эти вопросы, у меня, например, нет ответов в пользу бывших членов семьи.

Читаем далее (начинается самое интересное): «При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию».

Что это означает?  И на чем основана возможность для суда обязать собственника жилого помещения обеспечивать ИНЫМ жилым помещением бывших членов семьи? Сохранить право пользования на период исполнения алиментных обязательств своим жилым помещением, это я понимаю, но обеспечить ИНЫМ жилым помещением… не понимаю. С чего вдруг?

ВС РФ в своей разгулявшейся фантазии пошел в этом вопросе очень далеко и «выдал на гора» следующее мнение (разъяснение): «Принимая во внимание, что в части 4 статьи 31 ЖК РФ отсутствует указание на то, в каком порядке, на каких условиях и праве собственник жилого помещения должен обеспечить бывшего члена своей семьи, в отношении которого он исполняет алиментные обязательства, иным жилым помещением (на праве собственности, праве найма, праве безвозмездного пользования), суду надлежит решать данный вопрос, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, руководствуясь принципами разумности, справедливости, гуманизма, реальными возможностями собственника жилого помещения исполнить судебное решение.

Поэтому суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить бывшего члена его семьи другим жилым помещением как по договору найма или безвозмездного пользования, так и на праве собственности (т.е. купить жилое помещение, подарить, построить и т.д.).

Всё, что называется, приехали. ВС РФ решил, что конституционную обязанность государства по обеспечению жильем нуждающихся теперь должен исполнять собственник жилого помещения и за свой счет, и лишь только потому, что у него оно есть, а у бывших членов семьи его нет. И поэтому, по мнению ВС РФ он должен им купить другое жилое помещение, чтобы у них оно тоже было. На чем основана эта «выдающаяся мысль», на каких нормах права, с чего вдруг собственник квартиры должен покупать, дарить, строить  другую квартиру постороннему для него лицу, для меня остается загадкой.

И в этом я вижу явное противоречие Конституции. И в этом я вижу явные нарушения конституционных прав собственника жилого помещения.

Готова выслушать и обсудить иные точки зрения.

Источник: https://fedorovskaya.pravorub.ru/personal/20317.html

Конституция РФ гарантирует право на жилье. Почему оно не реализуется в России?

Конституция РФ право на жилье
Общество » Практика » Как отстоять права

В Конституции РФ право граждан на жилье является одним из самых основных.

Юристы говорят, что с такими климатическими условиями, как в России, наличие жилища — это вопрос жизни и смерти.

Однако по тому, как в нашей стране решается «жилищный вопрос», можно подумать, что мы все живем на экваторе (хотя и на экваторе без крыши над головой жить несладко).

Илья Константинов: «Хочу, чтобы мои дети жили в России»

Жилищный вопрос на данный момент является одним из наиболее болезненных для россиян. Конечно, проблемы были всегда — и в советские годы люди могли ждать квартиры десятилетиями, ютясь до получения квартиры в коммуналках и общежитиях.

Однако встать на очередь мог каждый нуждающийся — обеспечение жильем населения являлось обязанностью государства.

Ради справедливости стоит отметить, что и не всем приходилось ждать так долго — многим везло и они вселялись в новые квартиры еще до 40 лет.

Не все знают и о том, что и сейчас за государством остались определенные обязательства по решению жилищных проблем граждан.

Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин России имеет право на жилище.

Малоимущим и другим социально незащищенным группам граждан, нуждающимся в жилье, жилище должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Читайте все материалы по жилищной проблеме в России в специальном сюжете

Конкретизирует это положение Жилищный кодекс РФ. Прежде на расширение жилплощади могли претендовать практически все, чье жилье по метражу было меньше установленной нормы.

Однако в 2005 году был принят новый Жилищный кодекс, в котором были изменены критерии, позволяющие гражданину претендовать на бесплатную квартиру: недостаточность жилплощади осталась в качестве обязательного условия, но к ней добавились новые параметры, значительно сузившие круг возможный очередников.

Одним из базовых условий стало обязательная принадлежность к малоимущим слоям населения. Кроме того, на жилплощадь могут претендовать дети-сироты, семьи, в которых есть тяжелобольные (правда, больные лишь определенными заболеваниями, к примеру, открытой формой туберкулеза).

Помимо этих групп, на государственное жилье имеют право семьи военных, вынужденные переселенцы из тех государств, где они подвергались преследованиям (правда, это распространяется лишь на тех, кто имеет российское гражданство, поэтому многие русские, оставшиеся после распада СССР в Узбекистане, Таджикистане, Латвии, где они действительно подвергаются притеснению, вернуться на Родину не могут — негде жить), уезжающие с Крайнего Севера, ликвидаторы катастрофы на Чернобыльской АЭС и ветераны ВОВ.

Как же реализуются эти права на практике? Возможно ли в России получить квартиру от государства? Как правило, люди даже не рассчитывают на такое счастье, полагая, что подобные вещи остались в советском прошлом. Как же в действительности обстоят дела?

Ситуацию прокомментировала заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветерановЕлена Афанасьева:

«Действительно, такое право зафиксировано в Конституции, которой должны руководствоваться все чиновники и государственные органы. Это право не то что бы нарушается, оно просто не выполняется в силу многих причин.

Уже через 50-150 км от Москвы начинаются трущобы, люди живут в невыносимых условиях — по два поколения под одной крышей, о каком нормальном воспитании можно говорить, если детям просто негде учить уроки. Большинство людей не могут решить жилищные проблемы самостоятельно. Значит, государство должно регулировать эту область.

Невозможно постоянно говорить о том, что у нас рынок — должно быть регулирование строительного сектора, нужно установить какую-то планку, выше которой предприниматель просто не мог бы поднимать цены».

Елена Афанасьева отметила, что большинство населения просто не может позволить себе прибегнуть к ипотечному кредитованию, которое принято представлять в качестве альтернативного решения жилищной проблемы. К сожалению, для того чтобы воспользоваться ипотечным кредитом, семья должна иметь довольно внушительный и стабильный доход, найти который могут далеко не все.

На данный момент процентная ставка по ипотеке в России составляет около 13 процентов. Нетрудно рассчитать, что в течение только 10 лет выплат заемщик будет вынужден отдать банку еще одну стоимость приобретенной квартиры. Высшие государственные чиновники неоднократно призывали банки к снижению ипотечных ставок, однако ничего так и не изменилось.

Что удивительно, в США аналогичная ставка составляет от 3 до 5 процентов.

Малообеспеченность, представленная основным основанием для получения жилья от государства, окончательно отсекла подавляющую часть нуждающихся в жилье россиян от государственного распределения. Не то, чтобы у нас все были такими богатыми — это, к сожалению, не так.

Дело в том, что в России уже давно установленный чиновниками уровень минимальной зарплаты и прожиточного минимума не коррелирует с реальностью. Все бы ничего, но при расчете социальных выплат, а также при оформлении для гражданина статуса «малоимущего» чиновники отталкиваются именно от этих цифр.

Доход, хотя бы незначительно превышающий эту сумму, в глазах государства делает вас вполне состоятельным человеком, способным позволить себе покупку жилья по рыночной стоимости.

Допустим, в Москве, где средний прожиточный минимум составляет 9850 рублей в месяц, семья из трех человек, получающая доход в 35000 рублей может, по мнению властей, накопить на покупку квартиры стоимостью в несколько миллионов.

Интересно только — через сколько поколений? Кроме того, для получения жилья необходимо будет подтвердить свой статус малоимущего, и в том случае, если за годы ожидания гражданин устроится на более денежную работу, то он автоматически выбудет из очереди.

Не лучше ситуация и в регионах: скудные областные бюджеты зачастую не позволяют местным властям реализовать социальные программы хотя бы в таких мизерных объемах, как это делается в крупных городах.

Низкие доходы населения, слабая покупательная способность не способствуют росту строительного рынка. В итоге строят мало и дорого, в расчете на узкие слои населения.

А конституционные права опять-таки похоронены.

Впрочем, есть эксперты, придерживающиеся несколько иного мнения. Например, президент Московской гильдии риэлторов Григорий Полторак:

«Очень многие люди неправильно понимают конституционные права, они считают, что если государство гарантировало право на жилище, то оно должно раздать всем жилье, и желательно даром.

Нужно правильно читать Конституцию — иначе получается, что тем, кто не работает, нужно раздавать жилье, а тем, кто трудится и зарабатывает — нужно покупать за свои средства. Это не так, и это не есть принцип социальной справедливости.

Государство действительно гарантирует право на жилье, но ведь не сказано где и какое. В стране стоит много пустого жилья, потому что там люди по каким-то причинам не хотят жить, едут в Москву и Санкт-Петербург.

Поэтому какие проблемы — я уверен, что тем, у кого жилья нет, его могут предоставить даже бесплатно, просто они не захотят там жить. Есть замечательный европейский опыт, уверяю вас, что там социализма даже больше, чем в СССР, когда нуждающемуся человеку муниципалитет арендует квартиру по рыночной цене.

Но как только власти увидят, что он может самостоятельно зарабатывать, его этого пособия лишают. Я думаю, что это нормальный принцип, потому что у нас социальный принцип воспринимают как халяву, а это несправедливо по отношению к тем, кто работает и создает валовый национальный продукт.»

То есть, по мнению эксперта, все граждане, что не могут позволить себе приобретение коммерческого жилья — это лентяи и нахлебники, не желающие работать. Ну что же, в таком случае можно сделать вывод, что подавляющее большинство россиян можно охарактеризовать именно таким образом.

Что касается «пустой» недвижимости, то уважаемый эксперт вероятно имеет в виду дома в заброшенных деревнях — их и вправду предостаточно. Вот, к примеру, что пишут на одном интернет-форуме:

«На Урал ездил, видел, что в каждой деревне в которой был, на домах пишут «дом пустует, живите, кто хочет». И таких домов я штук 100 точно видел! Только с работой там туговато. Как правильно пишут — только дояркой или учительницей. За тысячи четыре в месяц…»

Конечно, драматизировать ситуацию не надо: все-таки на получение государственной квартиры еще могут рассчитывать военные, сотрудники полиции и дети-сироты.

В данный момент на очереди на государственную жилплощадь стоит более ста тысяч сотрудников полиции, обеспечить их всех жильем государство планирует в течение 7 лет — правда, если учесть, что в год МВД удается заселить лишь 4 тысячи сотрудников, то становится ясно, что в семилетний срок вряд ли удастся уложиться.

Военных на очереди сейчас приблизительно 55 тысяч, и государство планирует расселить всех военнослужащих до середины 2015 года. Для этого было решено начиная с 2014 года выдавать очередникам не квартиры, а деньги на их приобретение.

Все бы ничего, но сумма выплат рассчитывается исходя из 33 тысяч рублей за квадратный метр, в то время как среднерыночная цена давно колеблется около 55 тысяч. И если выплаты не поднимут, многие военные, вероятно, откажутся от такой схемы.

Но несмотря на все накладки и недочеты, у льготных категорий граждан все-таки есть надежда на получение квартиры.

А вот простым гражданам рассчитывать особо не на что: такая вероятность для обычной молодой семьи стремится к нулю.

На сайте Росстата приведены такие цифры: в 1990 году государственные квартиры в России получили 1296 тысяч семей (включая бюджетников), а в 2012 году — только 186 тысяч. Как говорится, без комментариев…

К сожалению, игнорирование проблем населения со стороны государства — проблема не только жилищной сферы. На бумаге-то права есть — проблемы с исполнением.

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Источник: https://www.pravda.ru/society/1184622-konstitucia/

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Конституция РФ право на жилье

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
 

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан.

Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства.

Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст.

40 Конституции РФ гласит: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение.

Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).
 

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв.

м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г.

№ 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года»).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/1114799/

Mezak
Добавить комментарий