Допог что это такое

Расшифровка ДОПОГ — международного договора, регулирующего перевозки опасных грузов

Допог что это такое

Более половины столетия назад в Женеве между европейскими странами был заключён договор по перевозке опасных грузов. Его целью явилось формирование свода правил по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом по европейским дорогам.

В России этот договор получил название ДОПОГ. Расшифровка ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. На базе ДОПОГ были сформулированы национальные общероссийские правила перевозки опасных грузов — ПОГАТ.

Аббревиатура ПОГАТ расшифровывается как перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

ДОПОГ является детальным сводом правил по перевозке опасных грузов. Здесь даётся определение опасного груза, как такого, который может нанести вред людям и природе при его разгерметизации, неожиданном просыпании или излитии. Это может произойти по разным причинам: от небрежного обращения до аварии.

Здесь приводится подробная характеристика разновидностей опасных грузов, рекомендуемых для хранения ёмкостей, указана необходимая маркировка и документация, выписаны технические требования к автомашинам и оборудованию.

Правила ДОПОГ по своей документальной структуре разделяются на приложения «А» и «В». В первом приложении излагаются основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом, даётся их характеристика.

Часть «А» делится на семь разделов:

  • Расшифровка применяемых понятий и терминов.
  • Классификация опасных веществ.
  • Список допускаемых к перевозке по дорогам опасных грузов.
  • Специфика упаковки для транспортировки разных типов грузов.
  • Порядок оформления транспортировки.
  • Список условий для определения качества тары и состав тестирования по соблюдению качественных показателей упаковки.
  • Детальная формулировка требований к перемещению грузов, их погрузке и разгрузке, а также правилам приёмки.

ДОПОГ — международное соглашение, действующее на территории 48 государств.

Часть «Б» посвящена требованиям к транспортному оборудованию и водителям.

Она включает два раздела:

  • Требования к водителям, оборудованию и сопровождающей документации.
  • Требования к конструкции автотранспорта и перечень документов, разрешающих перемещение опасных грузов на данном автомобиле.

 

Принципиальным отличием ПОГАТ и ДОПОГ является их разный статус.

  1. ДОПОГ является международным соглашением, имеющим правовой статус на территории 48 государств, включая Российскую Федерацию. Без этого соглашения перевозки опасных веществ за пределами РФ были бы невозможными, так как считались бы незаконными операциями.

    Согласно положениям ст. 1 и ст. 3 закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 (п. 3 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»), требования ДОПОГ распространяются не только на международные, но и на внутренние перевозки.

    ПОГАТ регулируют только внутренние перевозки.

    Они действуют исключительно на площади России.

  2. Второе отличие ПОГАТ от ДОПОГ заключается в сфере их применения уже внутри страны. Так область осуществления ДОПОГ распространяется абсолютно на все автоперевозки грузов, осуществляемые в России, а область применения ПОГАТ намного уже. На практике соглашение ДОПОГ для внутренних перевозок используется в основном, когда заключается договор между собственником груза и сторонней компанией, оказывающей транспортные услуги.

    Внутренние же правила по перевозке опасных грузов (ПОГАТ) находят применение, когда владелец груза осуществляет его перевозку на своём же автотранспорте и в заключении контракта со сторонней фирмой нет необходимости.

  3. Третье отличие касается области классификации грузов. В рамках ПОГАТ вплоть до настоящего времени действует ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». В своё время этот ГОСТ полностью соответствовал условиям ДОПОГ и рекомендациям ООН. С тех пор много воды утекло и положения ДОПОГ, основанные на рекомендациях ООН, претерпели многочисленные изменения. Однако классификация грузов в ПОГАТ по-прежнему опирается на уже устаревший ГОСТ.
    В результате в ПОГАТ и ДОПОГ появились разночтения названий нескольких грузов. Хуже того — в ПОГАТ некоторые виды веществ вообще отсутствуют.
  4. Четвёртым отличием является различие в маркировке автомобильного транспорта.
  5. ДОПОГ и ПОГАТ отличается список сопровождающих документов.
  6. И наконец, в отличие от ДОПОГ, свод положений прописанных ПОГАТ характеризуется отсутствием раздела касающегося совместной транспортировки взрывчатых изделий и веществ из разных групп по совместимости.

Отмечаемые несоответствия ДОПОГ И ПОГАТ могут быть ликвидированы только на законодательном уровне.

Для перевозок опасных грузов по Российской Федерации и европейским странам, заключившим соглашение ДОПОГ, водитель обязан получить свидетельство ДОПОГ. Это свидетельство отвечает международным стандартам и пригодно для использования при зарубежных поездках.

Согласно международной классификации опасные грузы подразделяются на девять основных классов. У водителя должно быть свидетельство ДОПОГ, где указаны только те категории опасных веществ, по которым он прошёл обучение на специальных курсах.

Постоянные усовершенствования правил ДОПОГ приводят к изменениям вида свидетельства. В 2017 году выдаётся свидетельство ДОПОГ 2017. В свидетельстве имеются две графы, где подчёркиваются категории тех грузов, по перевозке которых водитель прошёл обучение. Остальные категории из удостоверения вычёркиваются.

Для получения разрешения на перевозку грузов категорий, вычеркнутых из свидетельства, водителю необходимо снова проходить обучение и сдавать экзамены.

Также оформляются свидетельства ДОПОГ не для водителей, а для экспедиторов сопровождающих грузы или отвечающих за их перемещение.

Водители и специалисты, отвечающие за перевозку, проходят курсы по программе утверждённой Министерством транспорта России. Длительность курсов в настоящее время составляет пять дней.

Министерством утверждён базовый курс обучения правилам перевозки опасных веществ. Он охватывает рассмотрение большинства вопросов перевозки: от особенностей поведения водителей при возникновении аварийных ситуаций до правовых аспектов ответственности при нарушении техники безопасности.

Свидетельство выдаётся после посещения всех курсовых занятий и сдачи экзаменов. Причём, сдача экзаменов без прохождения курса в полном объёме не разрешается.

Для оформления свидетельства на перевозку веществ в цистернах существуют специальные курсы. На них изучаются необходимые для транспортировки, специфические правила заливки и опорожнения таких грузов.

Кроме этих наиболее распространённых курсов разработаны программы таких курсов, как перевозка взрывчатых веществ и транспортировка радиоактивных материалов.

Свидетельство выдаётся на пять лет. Раньше для его получения достаточно было пройти одну или две небольшие лекции и в тот же день сдать экзамен. С 2013 года без полного пятидневного обучения к прохождению экзамена не допускают.

Свидетельство оформляется сразу на двух языках: на русском и другом иностранном языке (английском, французском или немецком).

Для морских грузоперевозок необходим коносамент. Правила заполнения коносамента подробно изложены в отдельной статье на нашем ресурсе.
О специфике использования карнет АТА при временном ввозе читайте тут.
Данный инструмент существенно облегчает процедуру временного ввоза и вывоза товаров.

Нюансы транспортировки опасного груза в России

Перемещение автомобильным транспортом в границах РФ разрешается исключительно при наличии разрешения ДОПОГ или разрешение ADR.

Для перемещения по дорогам федерального значения или при пересечении границ регионов эти разрешения оформляются исключительно территориальными представительствами Ространснадзора. При перевозках по дорогам местного значения на территории одного федерального региона разрешения вправе выдавать местные органы власти.

Для получения разрешения заполняется заявление на стандартном бланке.

Вместе с этой заявкой необходимо предоставить:

  • свидетельства ДОПОГ на автомашину и шофёра;
  • информационную и аварийную карточки;
  • маршрут перемещения.

К маршруту перемещения предъявляются особые претензии, включающие:

  • необходимость передвижения по малонаселённым районам,
  • лимит скорости,
  • обозначение безопасных стоянок.

В непростых дорожных ситуациях, а также при передвижении сразу трёх и более машин необходимо согласовывать перемещение с МВД. В последнем случае перед автомобильной колонной должен ехать сопровождающий автомобиль с оранжевым или жёлтым маячком.

Для постоянного наблюдения за автотранспортом и с целью предотвращения возникновения непредсказуемых ситуаций Министерство транспорта РФ приказом № 285 от 31.07.2012 обязало оснастить автомашины системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме этого, с целью усиления техники безопасности, автомобили обязаны иметь тахографы и антиблокировочную тормозную систему ABS.

Знаки опасности и маркировку смотрите в данном видео:

ДОПОГ, является мощным правовым инструментом позволяющим осуществлять перевозки опасных грузов на территории 48 европейских стран, включая Россию. Строгое соблюдение правил ДОПОГ повышает безопасность перемещения опасных грузов по дорогам.

О правилах заполнения товарно-транспортной накладной читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.

Источник: https://ved.center/adr/pravila-dopog

Расшифровка ДОПОГ: определение, правила, особенности заполнения документов на перевозку опасных грузов

Допог что это такое

Что такое ДОПОГ и, какие положения в него входят? Документ направлен на облегчение процедуры оформления и транспортировки грузов, классифицированных как опасные.

Чтобы не «заблудиться» в большом документе, чтобы иметь под рукой своеобразные подсказки, следует ознакомиться с информацией ниже. Здесь расположен краткий свод правил, структура положения ДОПОГ, а также небольшие практические рекомендации и обоснования при оформлении документации.

Расшифровка ДОПОГ

ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) – это международное соглашение, принятое в Европе, а именно в Женеве, более 50 лет назад. Его цель — установка правил, которые обозначают требования к перевозке опасных грузов по территории европейских стран с помощью специального автомобильного транспорта.

В России перевозка такого вида грузов осуществляется в соответствии с ПОГАТ (Правилами перевозки опасных грузов автотранспортом).

Что такое «опасный груз»

Под опасным грузом понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе.

Опасный груз – это, как правило, практически все виды отходов.

Документ регулирует следующее при перевозке опасного груза:

  • Емкости, в которых рекомендуется перевозить тот или иной класс груза (подробно описано в документе);
  • Маркировка тары;
  • Точные требования к транспорту, который будет перевозить тот или иной груз.

Своевременное обращение к положению, а также внимательное его изучение помогут грамотно подготовить как пакет документов, так и транспорт к перевозке такого вида грузов.
Информированность – залог успешной, спокойной работы, связанной с перевозками такого вида грузов.

Структура ДОПОГ

Соглашение состоит из двух приложений – «А» и «В», которые состоят из 9 подробных частей.

В первом приложении (часть А) собран общий свод правил и пожеланий, которые затрагивают характеристики самих опасных веществ:

  • Первая освещает общие положения.
  • Вторая описывает классификацию веществ.
  • Третья представляет список всех опасных грузов, а также некоторые особенные положения по ограничению.
  • В четвертом разделе представлены требования к тарам, которые могут быть использованы для того или иного груза.
  • Пятая часть описывает этапы процедуры оформления перевозки.
  • Шестая представляет собой список требований, которые предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
  • Седьмая часть подробно описывает требования к условиям перевозки, загрузки и отгрузки опасных грузов, а также условия приема и обработки.

Остальные части отведены под приложение «В», в котором рассмотрены основные требования к транспортным действиям и оборудованию:

  • Требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также описание характеристик транспортных средств, которые допускаются к перевозке того или иного типажа опасных грузов, описание документов (образцы, что должно в них быть).
  • Требования к конструкции транспорта.

Нарушение правил ДОПОГ грозит внушительными штрафами заказчику и исполнителю.

Виды опасностей

Согласно ДОПОГ, все опасности можно разделить на несколько категорий:

  1. Окисление (провоцирует возгорание).
  2. Взрывоопасность.
  3. Огнеопасность.
  4. Едкость, или коррозийность.
  5. Токсичность, или ядовитость.
  6. Радиоактивность.

Классы опасных грузов по ДОПОГ

Всего в положении зафиксировано 9 классов опасных грузов, некоторые из которых разделены на подклассы:

  1. Вещества и изделия, которые могу взрываться.
  2. Газообразные вещества.
  3. Жидкости, подверженные чрезмерно легкому воспламенению.
  4. Материалы с повышенной радиоактивностью.
  5. Вещества коррозионные.
  6. Другие опасные материалы и вещества.

Помимо того, вещества подразделяются на:

  • твердые и легковоспламеняющиеся, самореактивные и твердые десенсибилизированные;
  • способные к самовозгоранию;
  • выделяющие такие газы, которые моментально или быстро воспламеняются при контакте с водой.
  • с окисляющими свойствами;
  • органические пероксиды;
  • с высокой токсичностью;
  • инфекционные.

Точное понимание того, к какому классу относится тот или иной груз, поможет быстро и эффективно подобрать тару для его перевозки, провести необходимые тесты и оформить документы, а также проинструктировать будущий экипаж.

Для облегчения транспортировки опасных грузов следует позаботиться о маркировке тары.

Правила ДОПОГ

Они же – подсказка в оформлении груза, транспорта и пути следования. Правила составлены на основе международного соглашения, приняты Министерством РФ в 1995 году с правками от 1999.

В правилах подробно описаны следующие пункты:

  1. Общие положения.
  2. План организации перевозок.
  3. Взаимодействие автотранспортных фирм со своими клиентами (положения об обязанностях отправителя и получателя, обязанности перевозчика).
  4. Техническое обеспечение транспортировки грузов (требования к транспорту, к таре, к процессу погрузки и отгрузки).
  5. Требования к лицам, задействованным в перевозках (водитель и прочий персонал).
  6. Особенные требования к категории некоторых опасных грузов.
  7. Подробная классификация опасных грузов.
  8. Описание и список особо опасных грузов.
  9. Примеры информационных графических документов (таблицы и карточки).
  10. Прочие приложения к знакам, упаковке, документации.

Этапы планирования организации перевозки стоит расписать отдельно.

В них входят:

  • получение лицензии и разрешения на транспортировку опасных грузов вне территории РФ,
  • разрешение на перевозку очень опасных грузов,
  • заключение договора на перевозку,
  • подготовка экипажа,
  • обозначение маршрута,
  • принятие грузов,
  • составление системы информирования об опасной перевозке,
  • осуществление погрузки и разгрузки,
  • правила движения средств,
  • особенности транспортировки грузов разных категорий и классов в одном средстве,
  • обращение с использованной тарой,
  • действия при авариях.

Таблицы и карточки предупреждают о потенциальной опасности перевозимого груза.

Записи в товарно-транспортных накладных

Следует заметить, что сам перевозчик не заполняет все поля в накладной.

Для наглядного отображения, что именно нужно заполнять Перевозчику (П), а что отправителю (А), можно ориентироваться по таблице ниже, которая соответствует пунктам накладной нового образца (которая значительно проще и «прозрачнее» старой).

Источник: https://vedinform.com/freight/adr/dopog.html

Mezak
Добавить комментарий