Абилитация и реабилитация разница

Первый шаг

Абилитация и реабилитация разница

   Первого января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ. Он существенно расширяет гарантии, предоставляемые Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В частности, вводится новое понятие – «абилитация инвалидов».

   Термин «абилитация» имеет латинские корни, происходит от слова habilitas, имеющего значение «пригодность, способность». В широком смысле слова абилитация означает подготовку к какой-либо деятельности.

Например, в европейской системе высшего образования абилитацией (хабилитацией) называется процедура получения наивысшей академической квалификации, позволяющей человеку с докторской степенью занять должность профессора.

Такого ученого называют хабилитированным доктором наук (doctor habilitatus, Dr. habil.).

   Термин «абилитация» используется также для обозначения процесса формирования правильных привычек, представлений, наклонностей у взрослых людей (например, у осужденных, у лиц, долгое время находившихся в плену, в закрытых сообществах), не имевших возможности обучиться важным для жизни вещам, нуждающихся в моральной и психологической поддержке. Такие люди нуждаются в абилитации для интеграции в человеческое общество.

   Термин «абилитация» давно используется специалистами по лечебно-педагогической коррекции.

В этом случае он означает комплекс лечебно-педагогических мероприятий для предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, еще не имеющих опыта и навыков жизни, а также – для коррекции последствий этих состояний, влияющих на качество будущей жизни, способность учиться, работать и быть приспособленным к самостоятельной жизни.

   В процессе жизни человек постоянно учится, приобретает новые знания, умения, функции; творчески развивается в соответствии с природными данными и предоставленными ему возможностями. Это развитие, приобретение необходимого опыта начинается еще во внутриутробном периоде жизни человека.

Плод ощущает движения матери, движется вместе с ней. Покачивания во время ходьбы стимулируют вестибулярный аппарат, недостаток кислорода, связанный с умеренными физическими нагрузками матери, заставляет плод двигаться, вызывая прилив крови к его собственным развивающимся органам.

Он слышит голос матери и звуки окружающего мира, чувствует прикосновение ее рук. Он вместе с матерью переживает изменения настроения, испуг, радость, разочарование, умиротворение.

Именно поэтому во все времена беременную женщину старались оградить от всего негативного, некрасивого, жестокого, тяжелого и, в то же время, советовали двигаться, гулять, заниматься посильной физической работой.

Реабилитация — это восстановление утраченного, а абилитация — развитие пока не реализованного потенциала.

   Родившийся ребенок начинает с необыкновенной интенсивностью учиться жизни. За первые пять лет жизни он приобретает бесконечно огромный опыт, несравнимый со всем последующим опытом и имеющий принципиальное значение для всей последующей жизни человека.

   Ребенок в этом возрасте нуждается в постоянном правильном воздействии на него, уходе, заботе, воспитании, развивающих играх, разговорах, общении, внимании и любви.

Даже совершенно здоровый  новорожденный, оставленный без внимания, общения, воспитания, получает невосполнимый ущерб для своего последующего психо-физического развития. Что же говорить о детях, появившихся на свет с функциональными ограничениями.

 Таким детям необходимо повышенное внимание, для развития необходимых жизненных функций имнужна дополнительная помощь, разносторонняя, специализированная и персонифицированная, подходящая именно к его случаю. Такая помощь называется «абилитация».

   Абилитировать – означает «делать способным, состоятельным, пригодным». Термин «абилитация» означает изначальное развитие каких-либо несуществующих навыков.

Привычное всем слово «реабилитация» буквально означает «вновь делать способным», так как латинская приставка ре- ( лат. re-) означает «вновь, обратно».

Слово реабилитация означает, что функции существовали, были утрачены по какой-либо причине и теперь восстанавливаются. Соответственно «реабилитировать» — значит «восстанавливать то, что уже имелось».

   Абилитационные мероприятия могут начинаться с контроля и коррекции антенатального (внутриутробного) развития плода с последующим выхаживанием младенца и корректировкой отсутствующих функций. Вместе с тем, в абилитационных мероприятиях может нуждаться и взрослый человек, утративший в силу каких-либо причин прежние умения и навыки и должен учиться заново.

Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

   Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

   В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

   Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни.

Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации.

При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

   Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности».

В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности».

Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

   Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются.

К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни  с помощью занятий физкультурой и спортом.

   Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

   Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

   Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в  медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

   Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

Источник: https://1shag.org/article/abilitatsiya-ili-reabilitatsiya-v-chem-raznitsa/

В чем различия между абилитацией и реабилитацией в 2019 году

Абилитация и реабилитация разница

Результат медико-социальной экспертизы дает оценку состояния здоровья, установить степень ограничений жизнедеятельности и вероятность приведения организма к нормальной жизнедеятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Ее основой служит анализ состояния человека по направлениям — клинико-функциональное, социально-бытовое, профессионально-трудовое и психологическое.

Если у человека выявится реабилитационный потенциал, то к нему применяется ряд мер, способствующих его реализации.

Что это такое

Инвалидность определенной группы устанавливается в ходе проведения медико-социальной экспертизы.

Лица, являющиеся инвалидами вне зависимости от группы, в силу состояния своего здоровья относятся к категории незащищенного слоя населения.

Государство с целью оказания им содействия предусмотрело специальные программы, по которым проводится лечение функций организма.

Какова разница между понятиями

По сути, абилитация есть система лечебно-педагогических процедур, которые способствуют предупреждению и лечению закономерных патологических реакций у детей с раннего возраста.

Они возникают в человеческом организме под воздействием инфекционного агента, что влечет за собой нарушения нормального течения жизненных процессов.

разница между реабилитацией и абилитацией

Что касается программы реабилитации, то она состоит из ряда мер поддержки инвалида. Прошедший ее человек находит доступную для его состояния здоровья работу, осваивает отвечающую его интересам профессию, учиться обходиться в быту физическими возможностями, которыми он владеет.

Она применяется с первых дней наступления заболевания либо после получения травмы вне зависимости от степени ее тяжести. По ней занятия проводятся поэтапно через определенные промежутки времени.

Цели и задачи данных мероприятий

Под термином «абилитация»Подразумевается изначальное формирование присущих человеку способностей, которые у него отсутствуютЕе основная цель заключается в содействии к обретению либо развитию потенциальных возможностей, несформированных навыков и функций
Выражение «реабилитация»Обозначает совокупность действийНазначением которых является восстановление утраченных человеком под воздействием заболевания или травмы функций и способностей

Основная цель мероприятий процедур заключается в том, чтобы признанные инвалидами лица смогли должным образом устроить свою жизнь в социуме, трудоустроиться и создать семью.

Источники финансирования

Как правило, ранее большую часть расходов на лечение инвалида, покупку дорогостоящих лекарств и технических средств несли родители.

Кроме них средства предоставляются негосударственными благотворительными фондами. Они проводят громадную работу по формированию доступную для инвалидов социальную среду.

В прошлом году в федеральный бюджет было заложено финансовое обеспечение государством программ по абилитации и реабилитации.

Оно выделяется из средств на основании распоряжения правительства № 2782-р.

Государство выделяет целевые денежные пособия органам местного самоуправления исполнительной власти на определенный срок, чтобы они им пользовали их на проведение мер по абилитации и реабилитации.

Если государством будет выявлено их нецелевое расходование, то они обязаны возвернуть полученные ими средства. Кроме того каждый регион ведет учет инвалидов, проживающих на их территории.

Региональный ФСС:

  • выдает инвалидам потребные для них лекарственные препараты, протезы;
  • организовал работу специализированных медицинских учреждений по оказанию ими соответствующих услуг инвалидам.

Правовая база

Вопросы относительно программ абилитации и реабилитации предусмотрены в нижеперечисленных актах:

  • «Конвенция о правах инвалидов». Акт вступил в законную силу 3 мая 2008 года;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов». Акт издан 1 декабря 2014 года под номером 419-ФЗ. В нем отмечено, что амбилитация и реабилитация инвалидов есть комплекс мероприятий, ориентированных на восстановление утраченных им навыков и способностей. С их помощью происходит адаптация человека в социальной сфере;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ. Акт издан 13 июня 2019 года за номером 486;
  • Распоряжение Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Акт издан 31 декабря 2015 года за номером 2782-р.

Основные сведения

Меры используемых для инвалидов программ максимально удовлетворяют требования по достижению здорового состояния человеческого организма, связанных с нарушениями его специфических образовательных потребностей.

основные направления реабилитации, абилитации

Например, развитие остаточного слуха и обучение пациента его применению помогает человеку адаптироваться в социальной среде.

Программы для инвалидов

Для имеющих инвалидность лиц применяется:

  • социальная программа помогает стать полноценным членом социума;
  • психологическая программа содействует возврату в общество полноценной личности;
  • медицинская программа способствует восстановлению биологических функций организма, без которых нормальная жизнедеятельность человека не предоставляется возможным;
  • педагогическая программа содействует возвращению человека к нормальной жизнедеятельности методами самоопределения.

Индивидуальная

Как показывает практика, невозможно составить единую программу, идеально подходящую для всех инвалидов. Обстоятельство вынуждает для каждого отдельно взятого инвалида разработку индивидуальной программы.

В ней учитываются:

  • психические и физические особенности организма;
  • состояние здоровья человека;
  • остаточные навыки и умения вне зависимости от вида;
  • степень тяжести наступившего заболевания или полученной организмом травмы.

По сути, индивидуальная программа абилитации и реабилитации есть официальный документ. Он разрабатывается на основании указаний нормативно-правовых актов МСЭ.

В него включается комплекс реабилитационных мероприятий наиболее приемлемых к определенному человеку, имеющему инвалидность. Например, применения трудотерапии. ИПРА содержит сроки реализации мер, их и порядок, виды и формы, объем.

Они способствуют восстановлению организма, компенсируют нарушенные либо утраченные функции организма, в результате чего человек начинает выполнять определенные виды деятельности.

Комплексная

В России система комплексной реабилитации для взрослого населения и детей, призванных инвалидами запущена недавно. Она введена в соответствии с предписаниями акта «Конвенция о правах инвалидов».

Как правило, реабилитация проводится в фазе восстановления жизнеспособности организма либо проявления последствий заболевания.

Комплексная программа состоит из мероприятий профессиональной и социальной, медицинской реабилитации.

Они помогают стабилизировать патологический процесс, осуществить профилактику осложнений, вызванных болезнью. Для отдельной категории больных рекомендуется применение различных методов психологической реабилитации.

Медицинская

План реабилитационных медицинских мероприятий всегда составляется индивидуально с учетом фазы развития заболевания и состояния здоровья больного.

Они включают в себя следующие процедуры:

  • ЛФК;
  • Эрготерапия;
  • Физиотерапия;
  • Массаж;
  • Психотерапия.

Социальная

Человеку с нарушениями функций организма предоставляется помощь психолога, содействующего его становлению полноправным членом общества. В плане социальной поддержки определяются доступные для него возможности, которые развиваются специальными методами.

Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Как правило, рожденный с функциональными нарушениями организма ребенок не может развить свои способности в полной мере.

Ему в раннем детстве ставится диагноз об ограниченности физических и умственных возможностей, которые обеспечивают нормальную жизнеспособность.

Одной из важных задач медицины является выявление сохранных анализаторов у детей, предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация методами образования.

На практике широко применяется для инвалидов абилитация и реабилитация в специальном образовании, представленная индивидуальным и специфическим процессом. Его конечный результат определяет характер отклонения в развитии человека, функций и систем человеческого организма.

Меры по абилитации применяются исключительно к детям, которые родились с отклонениями системы или после рождения обрели нарушения ее в процессе развития. Они предусматривают наблюдение за функциями плода в процессе внутриутробного развития.

В заключение нужно заметить, что в проект федерального бюджета на будущий год заложение 29,3 млрд. рублей для реализации программ «амбилитации» и «реабилитации».

Часть средств предназначена для приобретения технических средств, используемых для восстановительного процесса нарушенных функций лиц, имеющих инвалидность. Другая часть выделена на оплату услуг персонала по амибилитационным мерам.

: почему важен комплексный подход в абилитации детей с нарушениями развития

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область —
    • Санкт-Петербург и область —
    • Регионы —

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://moya-pensiya.com/v-chem-razlichiya-mezhdu-abilitatsiey/

Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации

Абилитация и реабилитация разница

Законодательство о социальной поддержке и государственной защите инвалидов содержит термины абилитация и реабилитация.

Итак, что они означают и в чем разница между этими двумя понятиями рассмотрим подробно в нашей статье.

Особенности для детей

Для формирования навыков, а также восстановления умений, ранее утраченных, у детей-инвалидов применяются следующие формы программ реабилитации и абилитации:

  1. Социально-медицинская (посещение детьми-инвалидами лечебной физкультуры, массажа, фитотерапии, физиолечения, спортивно-оздоровительных мероприятий);
  2. Социально-бытовая (осуществление консультирования при пользовании средствами реабилитации, информирование, проведение трудотерапии);
  3. Социально-психологическая (диагностика, коррекция, формирование навыков самообслуживания, персонального ухода);
  4. Коррекционно-педагогическая (проведение развивающих занятий);
  5. Социокультурная (проведение концертов, экскурсий, посещение театров).

Особенностью проведения указанных программ у детей-инвалидов заключается в их комплексности, поскольку основной целью реализации программ является возвращение здоровья ребенку, а также развитие его функций (психических и физических) до максимального уровня.

Mezak
Добавить комментарий